Несколько философских моментов в Метро 2033

Рецензия на книгу Метро 2033

Сейчас книга Сергея Глуховского «Метро 2033» стала бестселлером и является самой продаваемой книгой в России. Я немного порассуждаю об этой книге и о причинах такой популярности. Сюжет для нашего времени, когда любой человек может с ходу назвать с десяток вариаций конца света, которыми пугают фантасты с телеэкранов и книг, достаточно несколько отличается: произошла ядерная война и естественно, Москва, как и множество других крупных городов мира, была подвергнута мощному ядерному удару. Поскольку наша цивилизация развивается семимильными шагами, поэтому существует достаточно серьезная угроза для жизни на поверхности.

Простой и легкочитаемый стиль изложения текста рисует очень точно знакомые станции метро, по которым москвичи катаются каждый день. С самого начала книги, заложено множество таинственных загадок - «черные» и неизвестная сила, убившая все на Полежаевской, мир Москвы, теперь поделенный на станции, каждая из которых, стала мини-государством. Политическая интрига борьбы между станциями, ужасное нашествие крыс, мутанты, библиотекари, превратившиеся в монстров.Хорошо выписаны героические типажи Хана и Хантера. Хан, мистик-боевик, способный внутренне увидеть опасность и спасти товарища, а Хантер - боевик-профессионал, расстреливающий все «нехороших».

В книге так же щедро и обличительно представлены все наши активные партии. Отлично высмеяны конфессии типа Свидетелей Йеговы, даже на какой-то забытой Богом станции, а кришнаиты все еще танцуют, во славу всемогущего Кришны.
Образ метро оказался на редкость удачным и ёмким, вместив в себя практически все, начиная от проблемы лиц кавказской национальности и заканчивая кратким курсом в кастовую систему Индии. Отношение к Советам, к чему часто обращается автор, не совсем ясно (так и не понятно, хорошие они или плохие). В одном месте «красные» спасают главгероя от виселицы, но вот уже через некоторое время Советы рисуются совсем демоническим образом «октябрят с пентаграммами на одежде». Оно и понятно, сложно разобраться, вроде, как коммунизм это гуд, а вот с с другой стороны...

Будем считать, что книга получилась интересная и полезная, поскольку как минимум, она предупреждает всех о конечном итоге нашего великого прогресса, ну и так же плавно знакомит с некоторыми принципами мистики, политики и воспитывая силу духа в нашем новейшем грядущем социализме, а может и коммунизме. Показывает торжество человеческого начала, в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях. Поэтому книга, несомненно, несет только позитивные, жизнеутверждающие эмоции.

Очередная наша популярная сказка, достигает своего апогея в описании Великого Червя. Великий червь - это перефразирование идеи веры в Бога и, ненавязчиво повествуя в таком стиле, становится вполне понятно, что все вокруг нас делают люди, а не Бог. Великий червь, по легендам, копает все эти подземные ходы метро, но нормальный человек знает, что ходы в метро копает не червь, а бригады землепроходчиков, поэтому, верящие в Великого червя, есть не кто иные, как дикари. Автор так и не смог найти выход из сложной дилеммы между ложной верой в Великого червя и современной цивилизацией, ставшей раковой опухолью на теле Земли. С одной стороны, ложность цивилизации очевидна, с другой стороны, вера в Бога - это всего лишь культ в Великого червя, со свойственными культу мифами и легендами. Поэтому повествование так и идет циклами от одной станции к другой, не находя выхода.

«У каждого – сектантов, сатанистов, фашистов, философов с автоматами, вроде Хана – были свои ответы. И именно поэтому главгерою было трудно выбрать и принять один из них. Встречая каждый день еще один, он не мог заставить себя поверить в то, что именно он – истинный, потому что назавтра мог возникнуть новый, более точный и всеобъемлющий.» (цитата из книги «Метро 2033»)

Таково свойство относительного знания, в конце концов человек приходит в раздражение и объявляет «у каждого своя истина» или объявляет Богом великое Ничто. Чисто же практический выход из ситуации и жизненная философия, у Артема выражена примерно следующим образом - «Теперь он не мог уже больше поверить в то, что вся его жизнь – только цепь случайностей. Слишком много пройдено уже, и с этой колеи нельзя так просто сойти. Если он зашел так далеко, он должен идти и дальше – такова неумолимая логика его пути. И главное, ему совсем этого не хотелось. Сейчас уже поздно сомневаться, и нельзя уже отвернуться и двинуться обратно. Он должен идти вперед, даже если это означает ответственность не только за его собственную жизнь, но и за жизнь других. Эти жертвы не напрасны, он должен их принимать, он должен пройти свой путь до конца и закончить то, ради чего он оказался в этом мире. Это и есть его судьба.» (из книги «Метро 2033»)

Т.е. жизнь - это не цепь случайностей, а некая закономерность во всем. Это уже автору и читателям очевидно, но поскольку жизненной философии, в окончательном виде нет, как на уровне политики, так и на уровне религии. Автор выражает мысли многих, потому что человеку действительно сложно разобраться в современных философских взглядов и убеждений. Библия в этой связи очень хорошо сравнивает современную цивилизацию с Вавилоном. Вавилон - это богатая культура, но культура нагромождения, «вавилонское столпотворение» идей. Западная цивилизация, потеряв духовные и жизненные ориентиры, стала заложницей многих выдумок и следуя внешне концепции гуманизма и гедонизма, внутренне, она блуждает и бьется во власти порожденных ей же проблем. Хотя, проблемы запада очевидны, точно так же как очевидна диструктивность гуманизма, тем не менее, найти приемлемую альтернативу никто не может.

Собственно, какое восприятие жизни у человека, таково и творчество. Точно так же, как автор видит все какофонией, точно так же книга «Метро 2033» очень какофонична.
В книге освещена еще одна западная идея - идея собственной избранности и сверхценности. И зарождающаяся идея всеобщего разума. На самом деле «братство и единение сотен и тысяч отдельных разумов» это некоторый пантеистическо-имперсональный аспект, Бог, как совокупность живых существ. Я не говорю, что это плохие идеи, тем не менее такие идеи хороши в подростковом полете. Так или иначе, в затянувшемся детстве западного мира, отвернувшегося от религии, такое вполне естественно, и простительно. В общем, на этой поэтической ноте понимания, своих врагов (ну понять ведь можно каждого) произведение и заканчивается:
«Артему стало невыносимо душно и тесно. Он взялся за противогаз, сорвал его и жадно, полной грудью вдохнул горький холодный воздух. Потом вытер выступившие слезы и, не обращая внимания на окрики, стал спускаться по лестнице вниз. Он возвращался в метро. Домой.»

Лично мне книга очень понравилась. Редко бывает, когда книга захватывает с первых же строк. И «Метро 2033» - одна из тех редких случаев, что не может не радовать. По сути дела, книга - это всего лишь один переход героя от одной станции метро, до станции Библиотека им. Ленина. То, что москвич проезжает за полчаса, не понимая всей ценности данного времени, очень убедительно развернуто автором на целое произведение.

Рецензию опубликовал пользователь: admin, 2011-01-20
Оценка книги: 5 из 5