Главная трагедия Гамлета

Рецензия на книгу Гамлет, принц датский

Гамлет, герой знаменитой трагедии Шекспира, вот уже много веков не сходящей со сцены, является великим гуманистом. Он восхищен человеком, это находит отражение в описании, данном Гамлетом отцу:

Такой король! Как светлый Аполлон
В сравнении с сатиром. Так ревниво
Любивший мать, что ветрам не давал
Дышать в лицо ей.

Восхищение Гамлета вызывает также друг Горацио – единственный человек, которому принц может доверять.

Горацио, ты изо всех людей,
Каких я знаю, самый настоящий.

Однако, не смотря на восхищение человеком, Гамлет глубоко в нем разочарован. Разочарованию в человеческой природе способствует дядя Клавдий, за спиной которого стоит целый ряд персонажей, схожих с ним.
Например, Полоний. Человек своего века, услужливый, лживый. Таких было немало во времена Гамлета, они переходили от одного хозяина к другому и вызывали разумное отвращение у мыслящего человека. Вот как отзывается о нем Гамлет:

Прощай, вертлявый глупый хлопотун!
Тебя я спутал с кем-то выше чином.
Ты видишь, суетливость не к добру.

Разочарование Гамлета вызывают и женщины. Некогда принц был влюблен в красавицу Офелию, но под конец и эта девушка кажется ему обычной, такой же кокеткой, как и все остальные:

«Бог дал вам одно лицо, а вам надо завести другое. Иная и хвостом, и ножкой, и языком, и всякую божью тварь обзовет по-своему, но какую штуку ни выкинет, все это одна святая невинность. Нет, шалишь. Довольно. Ступай в монахини!».

Что уж говорить о матери! Гамлет возмущен неуважением к памяти отца, который любил ее всем сердцем. Поступок Гертруды, вышедшей замуж за брата короля, не соответствует высоким идеалам принца; по этой причине он презирает мать, не смотря на ее нежность к сыну:

…Вы сделали такое,
Что попирает нравственность и стыд.
…Вы совершили то,
Что обездушивает соглашенья
И делает пустым набором слов
Обряды церкви…

Соседство прекрасного и благородного с отвратительным и низким, которое наблюдал Гамлет, можно выразить следующими строками из монолога принца:

Вот два изображенья: вот и вот.
…Смотрите, сколько прелести в одном:
Лоб как у Зевса, кудри Аполлона,
Взгляд Марса, гордый, наводящий страх…
Это ваш первый муж. А это ваш второй,-
Как колос, пораженный спорыньею,
В соседстве с чистым. Где у вас глаза?

В своих монологах Гамлет высмеивает человеческие пороки, утверждая, например: «Мы все – шуты природы!»
Однако почему же мы считаем Гамлета гуманистом?
Принца одолевают сомнения: мстить ли за жестокое убиение отца? Он вынужден подавлять в себе человечность, воспитывать жестокость («Я должен быть жесток, чтоб добрым быть»).
Гамлету сложно подавить гуманистические идеалы. По этой причине он медлит. Для него чрезвычайно важно иметь полнейшую внутреннюю убежденность в собственной моральной правоте. Совесть для Гамлета – высший судия.
Однако даже в ситуации, когда все «улики», обличавшие Клавдия, были на лицо, Гамлет не торопился с убийством. Принц оглядывается вокруг и понимает, что его трагедия – это трагедия целого века. Лживых, лицемерных, подлых людей слишком много; смерть одного из них не принесет пользы обществу.
Таким образом, идея трагедии заключается в том, чтобы привлечь людей на борьбу за гуманистические идеалы, выдвинутые Гамлетом, но не понятые людьми его времени.
Причина привлекательности образа Гамлета для читателя может быть выражена следующим высказыванием Р.-Л Стивенсона: «Более других я обязан Шекспиру. Не многие мои друзья из плоти и крови оказали на меня столь сильное и благотворное влияние, как Гамлет» Действительно, Гамлет – это сильная личность, способная жить и мыслить в обстановке, где все общество настроено против него, считает его сумасшедшим. Он готов пойти на подвиг, благоговеет перед отцом и осуждает Клавдия, отравившего брата.
Гамлет долгое время бездействует, но это объясняется смутной обстановкой, окружавшей его. Кровная месть была допустима в Датском королевстве, однако гуманистические идеалы не позволяли принцу поступить так, как сделал бы любой другой на его месте.
«Характер Гамлета, - отмечал Герцен, - общечеловеческий, особенно в эпоху сомнений и раздумья, в эпоху сознания каких-то черных дел, совершившихся возле них каких-то измен великому, в пользу ничтожного и пошлого.
По этой же причине Гамлет является трагическим лицом. Он опередил свой век, глядел дальше и глубже современников, однако его не поняли.
Поклоняться тому, в чьих руках власть (т.е. Клавдию), Гамлет не умел и не хотел. Принц был умен, мог найти выход из самых сложных ситуаций (вспомним поездку в Англию), однако в обществе, где поклонением создавалась карьера, ему сложно было применить огромные силы души. В этом – главная трагедия Гамлета.

Рецензию опубликовал пользователь: admin, 2011-05-15
Оценка книги: 5 из 5