Гамлет, герой знаменитой трагедии Шекспира, вот уже много веков не сходящей со сцены, является великим гуманистом. Он восхищен человеком, это находит отражение в описании, данном Гамлетом отцу: Такой король! Как светлый Аполлон В сравнении с сатиром. Так ревниво Любивший мать, что ветрам не давал Дышать в лицо ей. Восхищение Гамлета вызывает также друг Горацио – единственный человек, которому принц может доверять. Горацио, ты изо всех людей, Каких я знаю, самый настоящий. Однако, не смотря на восхищение человеком, Гамлет глубоко в нем разочарован. Разочарованию в человеческой природе способствует дядя Клавдий, за спиной которого стоит целый ряд персонажей, схожих с ним. Например, Полоний. Человек своего века, услужливый, лживый. Таких было немало во времена Гамлета, они переходили от одного хозяина к другому и вызывали разумное отвращение у мыслящего человека. Вот как отзывается о нем Гамлет: Прощай, вертлявый глупый хлопотун! Тебя я спутал с кем-то выше чином. Ты видишь, суетливость не к добру. Разочарование Гамлета вызывают и женщины. Некогда принц был влюблен в красавицу Офелию, но под конец и эта девушка кажется ему обычной, такой же кокеткой, как и все остальные: «Бог дал вам одно лицо, а вам надо завести другое. Иная и хвостом, и ножкой, и языком, и всякую божью тварь обзовет по-своему, но какую штуку ни выкинет, все это одна святая невинность. Нет, шалишь. Довольно. Ступай в монахини!». Что уж говорить о матери! Гамлет возмущен неуважением к памяти отца, который любил ее всем сердцем. Поступок Гертруды, вышедшей замуж за брата короля, не соответствует высоким идеалам принца; по этой причине он презирает мать, не смотря на ее нежность к сыну: …Вы сделали такое, Что попирает нравственность и стыд. …Вы совершили то, Что обездушивает соглашенья И делает пустым набором слов Обряды церкви… Соседство прекрасного и благородного с отвратительным и низким, которое наблюдал Гамлет, можно выразить следующими строками из монолога принца: Вот два изображенья: вот и вот. …Смотрите, сколько прелести в одном: Лоб как у Зевса, кудри Аполлона, Взгляд Марса, гордый, наводящий страх… Это ваш первый муж. А это ваш второй,- Как колос, пораженный спорыньею, В соседстве с чистым. Где у вас глаза? В своих монологах Гамлет высмеивает человеческие пороки, утверждая, например: «Мы все – шуты природы!» Однако почему же мы считаем Гамлета гуманистом? Принца одолевают сомнения: мстить ли за жестокое убиение отца? Он вынужден подавлять в себе человечность, воспитывать жестокость («Я должен быть жесток, чтоб добрым быть»). Гамлету сложно подавить гуманистические идеалы. По этой причине он медлит. Для него чрезвычайно важно иметь полнейшую внутреннюю убежденность в собственной моральной правоте. Совесть для Гамлета – высший судия. Однако даже в ситуации, когда все «улики», обличавшие Клавдия, были на лицо, Гамлет не торопился с убийством. Принц оглядывается вокруг и понимает, что его трагедия – это трагедия целого века. Лживых, лицемерных, подлых людей слишком много; смерть одного из них не принесет пользы обществу. Таким образом, идея трагедии заключается в том, чтобы привлечь людей на борьбу за гуманистические идеалы, выдвинутые Гамлетом, но не понятые людьми его времени. Причина привлекательности образа Гамлета для читателя может быть выражена следующим высказыванием Р.-Л Стивенсона: «Более других я обязан Шекспиру. Не многие мои друзья из плоти и крови оказали на меня столь сильное и благотворное влияние, как Гамлет» Действительно, Гамлет – это сильная личность, способная жить и мыслить в обстановке, где все общество настроено против него, считает его сумасшедшим. Он готов пойти на подвиг, благоговеет перед отцом и осуждает Клавдия, отравившего брата. Гамлет долгое время бездействует, но это объясняется смутной обстановкой, окружавшей его. Кровная месть была допустима в Датском королевстве, однако гуманистические идеалы не позволяли принцу поступить так, как сделал бы любой другой на его месте. «Характер Гамлета, - отмечал Герцен, - общечеловеческий, особенно в эпоху сомнений и раздумья, в эпоху сознания каких-то черных дел, совершившихся возле них каких-то измен великому, в пользу ничтожного и пошлого. По этой же причине Гамлет является трагическим лицом. Он опередил свой век, глядел дальше и глубже современников, однако его не поняли. Поклоняться тому, в чьих руках власть (т.е. Клавдию), Гамлет не умел и не хотел. Принц был умен, мог найти выход из самых сложных ситуаций (вспомним поездку в Англию), однако в обществе, где поклонением создавалась карьера, ему сложно было применить огромные силы души. В этом – главная трагедия Гамлета.
Рецензию опубликовал пользователь: admin, 2011-05-15Оценка книги: 5 из 5
Зарегистрироваться
Р’ хорошей РєРЅРёРіРµ больше истин, чем хотел вложить РІ нее авторМ. Рбнер-Ршенбах