√лавна€ трагеди€ √амлета

–ецензи€ на книгу √амлет, принц датский

√амлет, герой знаменитой трагедии Ўекспира, вот уже много веков не сход€щей со сцены, €вл€етс€ великим гуманистом. ќн восхищен человеком, это находит отражение в описании, данном √амлетом отцу:

“акой король!  ак светлый јполлон
¬ сравнении с сатиром. “ак ревниво
Ћюбивший мать, что ветрам не давал
ƒышать в лицо ей.

¬осхищение √амлета вызывает также друг √орацио Ц единственный человек, которому принц может довер€ть.

√орацио, ты изо всех людей,
 аких € знаю, самый насто€щий.

ќднако, не смотр€ на восхищение человеком, √амлет глубоко в нем разочарован. –азочарованию в человеческой природе способствует д€д€  лавдий, за спиной которого стоит целый р€д персонажей, схожих с ним.
Ќапример, ѕолоний. „еловек своего века, услужливый, лживый. “аких было немало во времена √амлета, они переходили от одного хоз€ина к другому и вызывали разумное отвращение у мысл€щего человека. ¬от как отзываетс€ о нем √амлет:

ѕрощай, вертл€вый глупый хлопотун!
“еб€ € спутал с кем-то выше чином.
“ы видишь, суетливость не к добру.

–азочарование √амлета вызывают и женщины. Ќекогда принц был влюблен в красавицу ќфелию, но под конец и эта девушка кажетс€ ему обычной, такой же кокеткой, как и все остальные:

ЂЅог дал вам одно лицо, а вам надо завести другое. »на€ и хвостом, и ножкой, и €зыком, и вс€кую божью тварь обзовет по-своему, но какую штуку ни выкинет, все это одна св€та€ невинность. Ќет, шалишь. ƒовольно. —тупай в монахини!ї.

„то уж говорить о матери! √амлет возмущен неуважением к пам€ти отца, который любил ее всем сердцем. ѕоступок √ертруды, вышедшей замуж за брата корол€, не соответствует высоким идеалам принца; по этой причине он презирает мать, не смотр€ на ее нежность к сыну:

Е¬ы сделали такое,
„то попирает нравственность и стыд.
Е¬ы совершили то,
„то обездушивает соглашень€
» делает пустым набором слов
ќбр€ды церквиЕ

—оседство прекрасного и благородного с отвратительным и низким, которое наблюдал √амлет, можно выразить следующими строками из монолога принца:

¬от два изображень€: вот и вот.
Е—мотрите, сколько прелести в одном:
Ћоб как у «евса, кудри јполлона,
¬згл€д ћарса, гордый, навод€щий страхЕ
Ёто ваш первый муж. ј это ваш второй,-
 ак колос, пораженный спорыньею,
¬ соседстве с чистым. √де у вас глаза?

¬ своих монологах √амлет высмеивает человеческие пороки, утвержда€, например: Ђћы все Ц шуты природы!ї
ќднако почему же мы считаем √амлета гуманистом?
ѕринца одолевают сомнени€: мстить ли за жестокое убиение отца? ќн вынужден подавл€ть в себе человечность, воспитывать жестокость (Ђя должен быть жесток, чтоб добрым бытьї).
√амлету сложно подавить гуманистические идеалы. ѕо этой причине он медлит. ƒл€ него чрезвычайно важно иметь полнейшую внутреннюю убежденность в собственной моральной правоте. —овесть дл€ √амлета Ц высший суди€.
ќднако даже в ситуации, когда все Ђуликиї, обличавшие  лавди€, были на лицо, √амлет не торопилс€ с убийством. ѕринц огл€дываетс€ вокруг и понимает, что его трагеди€ Ц это трагеди€ целого века. Ћживых, лицемерных, подлых людей слишком много; смерть одного из них не принесет пользы обществу.
“аким образом, иде€ трагедии заключаетс€ в том, чтобы привлечь людей на борьбу за гуманистические идеалы, выдвинутые √амлетом, но не пон€тые людьми его времени.
ѕричина привлекательности образа √амлета дл€ читател€ может быть выражена следующим высказыванием –.-Ћ —тивенсона: ЂЅолее других € об€зан Ўекспиру. Ќе многие мои друзь€ из плоти и крови оказали на мен€ столь сильное и благотворное вли€ние, как √амлетї ƒействительно, √амлет Ц это сильна€ личность, способна€ жить и мыслить в обстановке, где все общество настроено против него, считает его сумасшедшим. ќн готов пойти на подвиг, благоговеет перед отцом и осуждает  лавди€, отравившего брата.
√амлет долгое врем€ бездействует, но это объ€сн€етс€ смутной обстановкой, окружавшей его.  ровна€ месть была допустима в ƒатском королевстве, однако гуманистические идеалы не позвол€ли принцу поступить так, как сделал бы любой другой на его месте.
Ђ’арактер √амлета, - отмечал √ерцен, - общечеловеческий, особенно в эпоху сомнений и раздумь€, в эпоху сознани€ каких-то черных дел, совершившихс€ возле них каких-то измен великому, в пользу ничтожного и пошлого.
ѕо этой же причине √амлет €вл€етс€ трагическим лицом. ќн опередил свой век, гл€дел дальше и глубже современников, однако его не пон€ли.
ѕоклон€тьс€ тому, в чьих руках власть (т.е.  лавдию), √амлет не умел и не хотел. ѕринц был умен, мог найти выход из самых сложных ситуаций (вспомним поездку в јнглию), однако в обществе, где поклонением создавалась карьера, ему сложно было применить огромные силы души. ¬ этом Ц главна€ трагеди€ √амлета.

–ецензию опубликовал пользователь: admin, 2011-05-15
ќценка книги: 5 из 5